Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих
      ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Структурное подразделение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Успех» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 14 имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области
Главная Визитная карточка Наша жизнь Совет учреждения Документы
О нас Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


Методическая разработка. Русский народный фольклор родного края. Народная песня: "Уж вы, горы, горы Жигулёвские".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N14 г. Жигулёвска г.о. Жигулёвск

 структурное подразделение

Центр внешкольной работы «Успех»

 

 

 

 

 

Русский народный фольклор родного края.

Народная песня: «Уж вы, горы, горы Жигулёвские».

 

 

Методическая разработка.

 

 

 

 

                                                                              Подготовила

                                                                                                                                                                        Рыжакова Наталья Николаевна,    

                                                  педагог дополнительного образования

музыкально-эстетического направления,

 руководитель  детского объединения

 «Весёлые нотки»  

                                                                      СП ЦВР «Успех»  ГБОУ СОШ N14

                                                                              

 

 

 

 

 

г. Жигулевск

2014 г. 

                                                             Содержание.

 

1.            Аннотация.

2.            Введение.

3.            Основная часть.  Конспект занятия (2 часа).

4.            Заключение.

5.            Список литературы.

6.            Приложения.

1.    Аннотация.

          Данная методическая разработка включает в себя материал по фольклору, народному литературному и песенному творчеству  Жигулёвска.  Она поможет педагогу подобрать нужную информацию, а также методы, приёмы и формы для  знакомства учащихся с народным фольклором.

                                                        

2.    Введение.

           Мы живём в непростое  время, когда старые, казалось бы устоявшиеся традиции заменяются на новые. Если мы хотим вернуть утраченное, восстановить в нашем сознании систему нравственных ценностей, то в первую очередь должны обратиться к освоению традиций отечественной культуры. Народная музыка является той самой культурной ценностью, которая передаётся из поколения в поколение.


        Актуальность.

        Изучению традиций родного края  в образовательных учреждениях  уделяется  не так много времени.   В лучшем случае – это ознакомительные внеклассные мероприятия по краеведению, которые не дают полного представления о национальной культуре своего народа, родного города. Необходим комплексный подход в изучении народной культуры, формирующий личность ребёнка, становление его как гражданина своей Родины.

       Фольклор в переводе с английского – народная мудрость, и приобщить современных детей к ценностям народного творчества и можно, и нужно, потому что в нём воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души. К тому же народное творчество с присущим ему четким сопоставлением добра и зла, с орнаментальностью, яркостью красок, волшебством, увлекательными ритмами как будто специально создано для детей.  Чувство родства с природой, особое видение мира, готовность к тому, что небывалое может поджидать у обочины знакомой дороги, понимание значимости природных циклов, прикосновение к истокам древней культуры – всё это необходимо современному человеку.

        Фольклор – искусство синкретичное в своей основе: быт, повседневная жизнь и собственно искусство (песня, пляска поэтическое слово, костюм…)  связаны  в произведениях фольклора в единое целое. Легче и естественнее произведения фольклора осваиваются детьми именно через игру, пение, танец и т.п.


             Прежде всего, необходимы методы, которые стимулировали бы интерес к фольклору. Такими методами в работе могут стать:

Ø  исполнение и разучивание учащимися произведений русского фольклора, слушание народной музыки;

Ø  беседы, как путь накопления теоретических знаний;

Ø  чтение и слушание книг и сказок о музыке, как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;

Ø  пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы;

Ø  активная музыкотерапия:
музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально – увлекательный приём;

Ø  музыкально-театрализованные  постановки;

Ø  проектная деятельность.

 

        Большое значение придаётся работе в коллективе. Коллективный труд сближает учащихся, делает их более ответственными, позволяет совместно решать творческие проблемы, а игровые формы уроков способствуют созданию непринуждённой рабочей атмосферы, благоприятствуют общей заинтересованности к занятиям.


          Новизна  данной разработки:

1.    Интеграция образовательных областей: история, краеведение, музыка, литература, природа и экология.

2.    Использование информационно-коммуникационных технологий.

3.    Освоение теории через практическую деятельность.

 

                Цель:

      Воспитание гражданственности и патриотических чувств на основе приобщения учащихся к народному творчеству родного края.

 

Задачи:

Обучающие:

            Обучить: навыкам исполнения народной песни, приёмам игры на ударных народных русских инструментах (ложки, трещотки и др.)

Развивающие:

1.    Развивать у учащихся активность, внимание, наблюдательность, логическое    мышление.

2.    Повышать уровень речевого развития, музыкальных способностей;

3.    Формировать творческие навыки, культуру исполнения на сцене.

Воспитательные:

1.    Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки.

2.    Пробуждать чувство любви к своему родному краю, Родине.

3.    Формировать гражданскую позицию и социальную ответственность.

 

Конспект занятия

для учащихся детского объединения «Весёлые нотки»

3-го года обучения по программе «Гармония».

(2 академических часа).

 

Урок 1.


        Прежде чем приступить к непосредственному обучению детей пению народных песен, необходимо их к этому подготовить. Поэтому педагог обязательно должен провести беседу с учащимися на предмет знаний о своём родном крае, городе Жигулёвске.

 

        Дети входят в класс под музыку русской народной песни «Уж, вы горы…» (запись).
 Педагог: Что за песню вы услышали? Чем она отличается от других? Что такое фольклор?

Рассказ педагога с показом фото города, Жигулёвских гор в виде презентации.

 

Жигулевские сказки.

 Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Создание народной поэзии – наши национальные сокровища. Сложенные в давние века, они обладают поразительной, поистине волшебной силой воздействия на умы и сердца. Они и сегодня способны не только обогащать наши представления об истории народа, но и радовать, и волновать, и воспитывать. Это неиссякаемые родники художественного слова, это корни нашей культуры.

«… Жигули… Жемчужина Волги… Самая оригинальная и красивая местность, исполненная особой, своеобразной прелести и величия. Жигули тянутся одной горной цепью и, разделяясь на отдельные изолированные горы, громоздятся одна на другую, то виде округлых куполов, то остроконечных конусов. На вершинах и склонах их – скалистые непреступные утесы, серые камни причудливых форм и очертаний, многочисленные гребни. Не каждый решится забраться на высокие отвесные утесы Жигулевских гор. Но кому это удастся, тот испытывает истинное удовольствие: отсюда открывается величественная панорама на обширные волжские дали и просторы, на море расстилающихся лесов, на каменные обнаженные вершины, белеющие среди зелени. Жигулевские горы протянулись на восток от Усинских и Березовских гор». [3; 31]. Они начинаются Молодецким курганом, который высокой каменной стеной извечно поднимался над Волгой, поражая своим суровым, непреступным видом. Рядом с Молодецким курганом Девья гора.

Легенда о Молодецком кургане и Девьей горе.

«Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину, и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов, а потом весточку Груне. Бросила Груня отчий дом через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы. Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в воду. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор и называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, – Девьей горой».  [7; 384].

В цепи Жигулевских гор можно увидеть Могутову гору. На Востоке высится Лысая гора. Она покрыта густыми лесами, и только Западные склоны ее совсем обнажены, почему она и получила свое название. На вершине ее огромные камни. Ценнейшим историческим памятником является Царев курган. Но не меньшее значение он имеет как памятник природы. Его необычная куполообразная форма издавна заставляла людей задумываться: не человеком ли создано это дивное сооружение? Легенда такова: «Под этой горой погребен один татарский князь по имени Мамаон, который с семью татарскими царями плыл по Волге и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и от того образовалась гора». [5; 115].

С какой силой, с каким душевным проникновением воспевает народ своих героев – и сказочных и реально существовавших. Нельзя обойти вниманием и  легенду про Хозяйку Жигулевских гор.

 «В стародавние времена жила в селении Жигулевских гор красивая да сильная баба. Звали ее Жигулиха. Умная была да добрая, хлебосольная да веселая. Детей у нее была куча: мал – мала меньше. Но догляд был за всем, всякое дело у нее спорилось: мужу – привет да ласка, детям – уход, дом – в чистоте да радости, скотина не забыта, и огород плодородит. Любили ее на селе все. Кто к ней – за советом да помощью, а кто за солью – никому отказу не было.

Жил народ в селе, да радовался.

 Но пришли худые времена: то одни нападают, то другие, то третьи. Гибнут люди, все меньше народу на селе. Вот уж и мужиков не стало – парни на битву пошли. Воюют да воюют, нет этому ни конца, ни края. Погибло селение… Осталась Жигулиха одна: ни детей, ни мужа, ни дома. Черным дымом пожарищ Солнце застило.

Зачем жить на белом свете?!

Посмотрела Жигулиха последний раз на воды волжские, на село разоренное, на небо хмурое, заплакала и ушла жить в подземелья Жигулевских гор. Говорят, что до сих пор там обитает. Иногда люди видят – выходит она посмотреть на жизнь новых Жигулевских сел и деревень. Радуется хорошему, кому-то в беде помогает, но больше плачет, вспоминая своих родимых детушек. И падают слезы ее чистым родником в Чашу Каменную. Ходят люди тому роднику поклониться да испить животворной водицы, не ведая, что это целительные слезы самой Хозяйки Жигулевских гор». [1; 34-35].

 

Слушание песни: (в исполнении педагога или старших учащихся)

 

 Уж вы, горы, горы жигулевские. Народная песня.


Уж вы, горы, горы Жигулевские,

Ничего-то вы, горы не спородили

Спородили да вы, горы, бел горюч-от камень,

Из-под камешка бежит речка быстрая,

Как названье да этой речке было Волга-матушка,

Широко ли ты, Волга, разливалася,

Потопила ли ты, Волга все горы, все горы и долы,

Оставляла Волга част ракитов куст,

Как на том-то кусту да свито гнездышко,

Во этом гнезде-то млад ясен сокол,

Высоко да высоко сокол сидит да далеко глядит,

Далеко глядит да во чисто поле,

Во чистом поле да все чистехонько,

В зеленом поле зеленехонько.
  

 

     Разбор песни как мифологического сюжета. Рассказ педагога.

      Прослеживается мифологическая цепочка: горы Жигулёвские—бел горюч камень—речка из под него ( Ра или Смородина)—Ракитов куст—на нём млад сизой орёл.
      Видимо это изначальное мифологическое пространство, где горы это место, где в будущем появится большой город, бел горюч камень это «алтарь земли и неба», из-под которого течёт священная река Смородина или Ра, Ракитов куст—это Древо жизни, а млад сизой орёл —символизирует божество дохристианского пантеона (Сварог или Перун). (Можно вспомнить библейский сюжет про «горящий куст», из которого с Моисеем разговаривал бог). Такие основополагающие притчи пелись на Руси в «установочные периоды», когда старое сменялось новым, например,  в новый год. Они напоминали о стабильности русского мирового порядка.

       Названия гор в  этой народной песне могут быть любые.  Помимо Жигулёвских  встречаются: Воробьёвские,  Закавказские, Прибайкальские, Заюланьские и даже Майновские (Турция). Это - протяжная мужская песня периода складывания устойчивых воинских соединений (казачества, потом - регулярной армии). Была широко распространена во всех регионах России. Оригинал этого конкретно образца происходит из Смоленской области и опубликован на пластинке "Песни хора М.Е. Пятницкого с крестьянами" - валиковые записи 1914 года. Форма песни  на любой территории узнаваема, хотя напев и имеет множество региональных вариантов.

 

(Знакомя детей с историей Жигулевских гор и Жигулевскими легендами можно почитать им следующие сказки и легенды «Сокол и Жигуль», «На горе Лепешка», «Иван да Груня», «Утес Шелудяк», «Утесы над Волгой». [2].)

Беседа с учащимися, впечатления, вопросы.

 

 

 

 

 

 

Урок 2.

Разучивание песни «Уж вы, горы …»

Начинаем с распевок.

      Распевку показывает педагог, играя на инструменте, постепенно повышая тональность и продвигаясь вверх по полутонам до «СИ» первой – «ДО» второй октавы, а затем плавно спускаясь вниз до «СИ» - «ЛЯ» малой. Разучивание распевок подготавливает будущих певцов к постижению тайн народной манеры пения, помогает быстрой слуховой организации коллектива, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Навыки пения прививаются по принципу – от простого к сложному. Например: На одном звуке – слоги ма-ме-ми-мо-му,  на трёх - ми-и-я-а-а и др. Использовать исполнение легато и стаккато.

 
         Попевки.
         Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для начала им предлагаются простые весёлые песни-распевки. 

         Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание попевок проводится  «на слух», с голоса педагога. Пение попевок следует начинать в пределах терции,с постепенным увеличением интервала. Кварта – душа народной песни. Квартовые скачки даются детям особенно легко. Коротка попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием. Нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз, поэтому нужно обратить внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличивая его длительность. (например, распевка  «Василёк»)

   С освоением квинты начинается следующий этап в обучении народному пению. Осваивать её удобнее начиная с таких попевок и песен, где есть нисходящее движение от пятой ступени к первой. Например: «Пляшут зайцы на горе», «Листопад» и др.
      После овладения квинтой начинается освоение сексты и септимы. Таким образом происходит постепенное завоевание ладового пространства народной песни. Как один из вариантов пения попевок, можно предложить  петь некоторые из них каноном.


              В период разучивания песни используются следующие приёмы: проигрываем трудные мелодические обороты, пропеваем  без музыкального сопровождения, прохлопываем сложные в ритмическом отношении места. Работаем над чистотой интонации: по подгруппам, по одному, пение в полголоса, с закрытым ртом (м-м-м), по строчкам, по фразам, мальчики-девочки, сидя, стоя, с движениями.

        Добиваясь от детей чёткой и ясной дикции, активной артикуляции в пении, необходимо  проговаривать песенную фразу в разговорной манере, без напряжения мышц лица и гортани. Произносим песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта; произносим ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука. 

     Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения, научиться петь просто и естественно. Звук должен быть светлым, ярким и лёгким. Нельзя петь резким, крикливым звуком. Прежде всего, педагог  должен отчётливо представлять, какую именно манеру, стилистику песенного фольклора будет осваивать коллектив. Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь,- один из принципов народного пения. Тогда возникает ясность и выразительность передачи слов. А единственный способ донесения содержания песни до слушателя – понятные слова.

     В работе собственно над народными песнями необходимо знать основные признаки и свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора. 

      В изучаемой песне «Уж вы, горы…» история гор Жигулёвских, легенда, сказания. Для неё характерны протяжность, простор, широта  мелодии.

       Слушание песни в различных исполнениях:

1.«Уж вы, горы Воробьёвские»  в исполнении фольклорного ансамбля Ленинградской консерватории под  рук. А. Мехнецова.

2. «Уж, вы горы» ансамбль «Русичи».

3. «Уж вы, горы  Заюланьские» анс. «Устья».

Беседа:

 сравнение различных вариантов песни, особенности исполнения.

Заключение.
      На огромной территории Русской земли одни и те же песенные сюжеты бытуют с различными, ярко своеобразными напевами. Такое обилие мелодических вариантов служит проявлением могучей творческой одарённости русского народа, его неисчерпаемой способности к созданию всё новых и новых мелодий. Сравнивая разнообразные варианты одной и той же песни, исполняемой в различных областях России, можно проследить, как она своеобразно «корректируется», шлифуется, обогащается и усложняется. При этом следует отметить, что наибольшее внимание следует уделять песенному репертуару своей области.

        Не одно поколение сменилось, а Жигули также неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд и песен  взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получили только радость. Ведь Жигулевские горы – это гордость России, ее вечная красота.  Изучение прошлого даёт возможность  не только понять особенности обычаев  и красоту родного края,  но и пробудить любовь и заботу о своём отечестве.

 

        Литература:

 

 

1.        Альбом Самарская Лука: Современные легенды -  Самарское книжное издательство, 2007.

2.   Жемчужины Жигулей. Составитель Кузменко С.Е. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.

3.   Лялицкая С.Д.  Жигули заповедные  -  Куйбышевское книжное издательство, 1970.

4.   Минкина И.С. Колыбельная. Жигулевская сказка: стихотворения. Самара: ООО «Офорд», 2007.

5.   Памятники природы Куйбышевской области / Составители: Матвеев В.И., Горелов М.С. -  Куйбышевское книжное издательство, 1980.

6.   Поздеева Т.А. Сказки народов Урала и Поволжья

7.   Сказки Волжской вольницы. Составитель Тараканова Н.И. – Тольятти: МОУ ДПОС – Центр информационных технологий; Фонд «Духовное наследие», 2002.

 

 Приложения:

                                   Презентация «Родной город Жигулёвск. Горы Жигулёвские»

 «Уж вы, горы Воробьёвские»  в исполнении фольклорного ансамбля     

 Ленинградской консерватории под  рук. А. Мехнецова.

«Уж, вы горы» ансамбль «Русичи».

«Уж вы, горы  Заюланьские» анс. «Устья».

Тексты народных песен «Уж вы, горы».


Ноты  народной песни «Уж вы, горы».


 

 

Наша жизнь
Педагогический коллектив
Обучение
Воспитание
Российское Движение Школьников
Опорный центр Жигулевский
Газета «Вестник Успеха»
Наши достижения
Методическая копилка
Фотогалерея

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Структурное подразделение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Успех» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 14 имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области