Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих
      ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Структурное подразделение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Успех» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 14 имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области
Главная Визитная карточка Наша жизнь Совет учреждения Документы
О нас Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


"Знакомимся с интервалами"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N14

 г. Жигулёвска г.о. Жигулёвск

  структурное подразделение

«центр внешкольной работы «Успех»

 

 

 

                                             Утверждаю

«Согласовано»                                                 Руководитель ГБОУ СОШ N14               

Педагогическим советом                                                            СП ЦВР «Успех» Протокол N 1 от 12.01.2013г.                            ___________      Дрынгаль А.М.

 

 

Знакомимся с  интервалами

План-конспект открытого  урока

по обучению игре на фортепиано

 учащихся с ОВЗ первого года обучения

                                             

                                                                    

 

 

                                                                    Подготовила  и провела

                                                                    Рыжакова Наталья Николаевна,    

                                                  педагог дополнительного образования

        музыкально-эстетической направленности,

 руководитель  детского объединения

 «Весёлые нотки»  

                                                                  

 

 

г. Жигулевск

2013 г.

 

 

План-конспект открытого  урока

 

Тема урока: «Знакомимся с  интервалами»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала  с выполнением практической работы.

Дата проведения урока: 17.10. 2013 г.

Время проведения урока: 11.00 – 11.35.

Место проведения урока: СП ЦВР «Успех» музыкальная студия «Весёлые нотки».

Вид урока: дидактическая сказка.

Методы организации и контроля: объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности, практический.

Форма работы: индивидуальная.

Длительность урока: 35 минут.

 

. Цель:  формировать  навыки игры на фортепиано в процессе изучения  музыкальных интервалов.

 

Задачи:

Обучающие

- дать понятие об интервале и его видах;

-  познакомить с музыкальными интервалами, научить определять их на слух;

- формировать координацию рук и пальцев.

Развивающие

- развивать сенсорные процессы (восприятия, ощущения, представления);

- развивать эмоциональную отзывчивость, посредством зрительных и слуховых образов;

- развивать инновационное мышление, творческий потенциал посредством применения   мультимедийных средств;

Воспитательные

- воспитывать художественный вкус и культуру исполнения на музыкальном инструменте.

Оборудование:   компьютер, микрофон, фортепиано, мягкий пластилин.

Музыкальный материал: ноты песни «Мы едем» » муз М. Старокадомского, сл. С. Михалкова, ноты пьесы «Брейк  данс»  Л. Абелян, запись музыки К.Дебюсси «Лунный свет».

Дидактический  материал:

  картинки с интервалами, карточки -  смайлики настроения.

Видео материал: презентация по теме «Знакомимся с интервалами»

Термины и  понятия:  интервал, чистые, большие и малые интервалы, расстояние, далеко, близко.

 

Этапы урока:

1.    Организация начала урока  (5 мин)

Посадка за инструментом

Массаж пальцев рук и пальчиковая гимнастика

  2.Актуализация знаний и умений  (1 мин.)

       3.   Мотивация.  Сообщение темы и цели урока (1 мин.)

       4. Обеспечение восприятия и первичного освоения знаний по теме  занятия  (5 мин)

        Знакомство с  новым  материалом (расстояние между звуками, понятия  далеко, близко) в процессе исполнения упражнений на фортепиано.

5.     Организация осмысления, усвоение  нового материала в процессе практики  -   игры на фортепиано сказки «Теремок» (10 мин)

6.    Физкультминутка. Слушаем музыку, отдыхаем, упражнения на расслабление рук и пальцев  (2 мин)

7.    Первичная проверка понимания. Задание - викторина на компьютере, в презентации: «Узнай интервал!»  (3 мин)

8.     Организация первичного закрепления. Поём песню «Мы едем, едем…», затем проигрываем  и определяем на слух изученные интервалы  (5 мин)

9.     Анализ. Подведение итогов занятия (2 мин)

10.    Домашнее задание  (1 мин.)

11.    Рефлексия (30 сек)

12.   Поощрение детей  (30 сек)

 

 

Ход урока:

1. Организация начала урока.

   – проверка  готовности к уроку;

  –приветствие пропевается (по мажорному трезвучию): «Здравствуй,  Ваня!»

   -   ученик в ответ пропевает: «Здравствуйте!»

Как обычно, урок начинается с подготовки к игре на фортепиано:

 - проверка умения  правильно сидеть  за инструментом;

 - проверка умения делать массаж пальцев и рук самостоятельно;

 - выполнения пальчиковой гимнастики.

     Массаж пальцев, рук, кистей рук. Ученик начинает сначала с помощью педагога,  затем самостоятельно.

         Массаж и упражнения делаем под спокойную тихую музыку К. Дебюсси «Лунный свет» с изображением на компьютере картин природы (осенний лес, идёт дождь).   

Делаем массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяем массаж обеих рук в течение 1—2 мин, заканчиваем поглаживающими движениями.

Далее в игровой форме проходит пальчиковая гимнастика.

 Пальчиковая гимнастика.

 Количество повторений каждого упражнения можно уменьшить или увеличить, в зависимости от желания ребенка.

«Приветствие футболистов» Дотронуться до каждого пальца-футболиста и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Повторить 5 раз.

 «Волны» Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук. Повторить обеими руками 2— 3 раза.

 «Крестики-нолики» Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца.

 «Колокольчики». Ребенок в течение 30—60 сек  потряхивает кистями рук.

«Надуваем шарик». Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой шарик. Когда воздух выходит, принять исходное положение.

«Человечки» Для следующего упражнения используем  мягкий пластилин разных цветов.

Катаем шарики (заранее подготовленные заготовки), раскладываем их на столе. Подушечкой каждого пальца, по очереди,  продавливаем внутрь шарика углубление. Продавливаем до тех пор, пока  шарик не окажется на пальце,  как  будто «голова»  человечка. Когда все пальчики окажутся с «головами», разыгрываем небольшую сценку.

 Пальчики на правой – это  мальчики,  на левой - девочки:

Пришли в школу девочки, увидели мальчиков и начали здороваться ( сгибаем пальцы, как бы поклоны   -  левой рукой), мальчики тоже  - поздоровались ( выполняем тоже правой).  Начался урок, все сидели тихо и внимательно слушали урок. (руки раскрыты, пальцами вверх) Наступила  перемена, все стали бегать, баловаться и ударяться друг о друга головами (соединить основание рук, пальцами ударяться друг о друга, большой с большим и т. д.)

2.    Актуализация знаний и умений

Педагог: «Давай поговорим, что мы узнали на предыдущих занятиях: тон и полутон».  Предлагает показать тон и полутон на фортепиано.

«А сегодня мы узнаем, что такое музыкальное расстояние на инструменте и для чего это  нужно знать.

 Ты по клавишам «гуляешь»

 Нотки пальцем нажимаешь,

До  сыграешь,  близко – ре,

Ну,   а  си  - там,  вдалеке.

Расстоянье нужно знать,

Каким пальцем там сыграть».

3.    Мотивация.  Сообщение темы и цели урока(30 сек.)

«Тема урока:  Расстояние или интервал между  двумя  звуками.

 А нужно нам это знать, чтобы правильно выбирать палец для определенной клавиши во время игры упражнений или пьес. Показ педагога на примере первой фразы «В лесу родилась ёлочка».

4. Обеспечение восприятия и первичного освоения знаний по теме  занятия.

Упражнения для пальцев на столе (или на закрытой крышке инструмента)  и на фортепиано:

«Солдатики шагают». Двумя пальцами (2 и 3-м) – указательным и средним, упираясь подушечками на стол, затем на клавиши фортепиано,  изображаем ходьбу человечка – солдатика. Повторяем,  меняя пальцы. Повторяем упражнение   сначала   правой,  потом левой руками.  (Говорим о расстоянии, близко, пальцы рядом).

Первые объяснения про  интервал. Педагог применяет понятия  далеко  или близко, говоря о расстоянии между пальцами в определённый момент.

«Крабы». Рука  приподнята над плоскостью, опора подушечками  на первый и пятый палец, остальные пальцы свободно висят. «Шагаем» опираясь то на один, то на другой палец. Сначала выполняем упражнение  на столе, затем по клавишам фортепиано. Менять пару пальцев, «ходить крабу»  по разным клавишам, уменьшая или увеличивая интервал.

 «Перелёты». Рука над фортепиано, погружаем в клавишу (до 1-й октавы)  первый палец, поднимаем руку, как бы перелетая, рисуем  в воздухе рукой «радугу» и опускаемся  пятым пальцем в  клавишу до 2-й октавы. Следить чтобы кисть была свободной, расслабленной, не зажатой. Повторить на других клавишах, уменьшая или увеличивая интервал (говорим о расстоянии, к теме урока

    5.  Организация осмысления, усвоение  нового материала            «Играем»  сказку «Теремок» (по мотивам сказки).

Педагог напоминает о правильной посадке за фортепиано. Рядом на подставке стоит компьютер, включаем презентацию.

 Педагог: Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок (педагог играет мажорные трезвучия, с обращениями) (2 слайд).  Увидела теремок   мышка – норушка и пищит пи-пи (ученик с помощью педагога изображает мышку  - одним пальцем, в верхнем регистре, на одной клавише.  Мышка прыгает на одном месте, интервал чистая прима.

Мышка зёрнышки искала

Теремочек увидала

Мышка пела нам -  пи-пи

                      Здесь ты приму отыщи!     (3-4 слайд)

Мышка спрашивает: «Кто в домике живёт?» Ученик  по показу педагога играет чистую приму. Объяснение педагога: какой это интервал и расстояние; мышка на месте и интервал нулевой. Чистая прима – 0 тонов. Никто не отвечает. Поселилась мышка в теремке (педагог – в мажоре аккорды)

 Пришли  Ёж и ежиха (Ёж очень колючий  - большая секунда, ежиха не очень колючая – малая секунда.

Ученик по показу играет две ноты вместе на любых клавишах в среднем регистре.

Педагог: у ежей лапки маленькие.  Переступая, они  близко ставят лапки, поэтому в секунде  нотки стоят рядом, как в упражнении «Солдатики».

        Ученик изображает ежа  - б.2 (1 тон) и ежиху -  м.2 (0,5 тона) (играет  по два звука вместе и последовательно  гармонический и мелодический интервал, используя белые и чёрные клавиши,  средний регистр)

Говорил ежихе ёж:

«День сегодня так хорош!

На полянку мы пойдём

Вкусных ягод там найдём».

Нам про ёжиков сыграют -

                       Секунда малая и большая.  (5-6 слайды)

Далее педагог  предлагает ученику вести диалог мышки и ежей самостоятельно:  говорить за персонажей и играть на фортепиано изображающие их интервалы  (по сюжету сказки).

Ёж: кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт? (большая секунда).

Мышка: я,  мышка-норушка! А вы кто? (чистая прима)

Ёж:  мы колючие ежи! Пусти нас в теремок жить (большая и малая терции по очереди).

Мышка: ладно, вместе веселее (ч.1).

Появляются две лягушки, одна побольше – большая терция (2 тона), другая поменьше -  малая терция (1,5 тона). Ученик по показу учителя играет новые интервалы, в среднем регистре.

Песни любят петь лягушки,

Две подружки хохотушки.

Терцию скорей играй,

                               Квакать им ты помогай.    (7-8 слайды)

Диалог лягушек с мышкой  и ежами (педагог помогает, в диалоге кого-то изображая: рассказываем и играем).

Появляется  заяц – чистая кварта. Ученик по показу учителя, с помощью упражнения «Крабы», 1-м и 4-м пальцем играет ч.4 (2,5 тона)  в среднем регистре.

Зайка серый скок-поскок

Прискакал к нам на урок

Зайка серый попляши

                                       Кварту Ване покажи.          (9-10 слайды)

Диалог  персонажей.  По очереди показ мышки, ежей, лягушек и зайца.

Появляется  лиса – чистая квинта (3,5 тона). При помощи педагога играет ученик, используя упражнение «Крабы».

Лиса - Лисонька идёт

Тоже песенки поёт

Квинту чистую сыграем

                                         Петь лисичке помогаем              (11-12 слайды)

Диалог персонажей.  При каждом повторе  происходит постепенное закрепление пройденных интервалов.

Появляется волк  и волчица – большая (4,5 тона)  и малая секста ( 4 тона).

Волк с волчицей пели песню,

Было очень интересно.

 - О-о-о  да  а-а-а!

Засмеялась детвора.

Ты скорее помогай,

                                Большую и малую сексту им сыграй.   (13-14 слайды)

Диалог,  по образцу (в диалоге ребёнок может работать двумя руками, изображая в одной - мышку, в другой – волка, и т.п.)

Появляется медведь и медведица – большая (5,5 тонов) и малая (5 тонов) септима.  Если  ребёнок не может сыграть интервал гармонический. Можно играть, используя обе руки или с помощью упражнения «Перелёты».

Медведица  варила медведю на обед

Борща, сосиски, кашу и жареных котлет.

Медведь ревел: « Не буду! Так дело не пойдет!

                  Пойду я  лучше к пчёлам, люблю я только мёд!  (15-16 слайды)

Диалог:  по образцу.

И вот появился жираф – чистая октава (6 тонов). Ученик играет  ч.8, используя упражнения «Перелёты».

У жирафа рост большой,

Ему очень хорошо

Видно сверху  теремок.

Что ни низок, ни высок.

Живут дружно  там друзья

                              Интервальная семья.       (17-18 слайды)

6. Физкультминутка. Прослушивание «Брейк  данс»  Л. Абелян. (Сказка заканчивается весёлой  пляской).

Педагог играет на фортепиано, ученик делает доступные
(по физическим возможностям)  танцевальные движения.

Затем упражнение на расслабление рук и пальцев: «Колокольчики»

7. Первичная проверка понимания. Задание тест: «Угадай интервал!»  Ученик самостоятельно выполняет задание на компьютере, используя звуковые подсказки.  (19- 24 слайды).

8. Организация первичного закрепления.

Исполнение песни «Мы едем» (знакомой  учащейся по предыдущим занятиям).

муз М. Старокадомского, сл. С. Михалкова  под аккомпанемент педагога или под фонограмму с использованием программы: пение под караоке. Ученица поёт с микрофоном, оценивает исполнение учитель.

5.    Анализ. Подведение итогов занятия.

- Что нового  на уроке ты узнал?

- Как это тебе поможет в игре на фортепиано?

- Хотел бы ты сам сочинить похожую  сказку про интервалы?

6.     Домашнее задание.

Объяснение задания педагогом с записью в дневнике:

Находить на фортепиано интервалы, запоминать их на слух.

7.     Рефлексия.

Педагог предлагает ученику оценить своё  настроение – впечатление  от прошедшего урока выбором смайлика настроения.

8.    Поощрение.

 

Примечание. Если ребёнок быстро утомляется (в связи с ОВЗ), этот урок  можно поделить на две части.

На следующем уроке: в упражнениях и  пьесах находить  интервалы и  определять их на слух.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.    Фаткуллина А. А. Урок лечебной физкультуры или обучение игре на фортепиано.

2.    Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или я - детский педагог». - СПб., «Союз художников 2002г.

3.    «Музыкальная гимнастика для пальчиков», С-Петербург, - «Союз художников»,2006

4.    Рыжакова Н.Н. стихи к разработке авторские, 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша жизнь
Педагогический коллектив
Обучение
Воспитание
Российское Движение Школьников
Опорный центр Жигулевский
Газета «Вестник Успеха»
Наши достижения
Методическая копилка
Фотогалерея

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Структурное подразделение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Успех» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 14 имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области